Оборудование для регулировки развала-схождения колес.
Всем автомобилистам да и сервис-мастерам известно зачем требуется правильная установка положения колес автомобиля. Рассмотрим поэтапно основные приспособления, инструменты и стенды для проведения операции "сход-развал".
Всем автомобилистам да и сервис-мастерам известно зачем требуется правильная установка положения колес автомобиля. Неправильная установка непосредственно влияет на эксплуатационные качества автомобиля. Повышенный износ шин а так же управляемость и безопасность движения.
Начальная ступень.
"Пионером в колесном деле", считается линейка для проверки схождения колес или "рейка с отвесами". Хороший глазомер, и понимание мастером как "выставить и прокатить" автомобиль, куда и что "подкрутить в подвеске", вот те знания которых достаточно чтобы установить правильное "схождение колес" и нормально ездить на Российском автомобиле по Российским дорогам. Этим способом до сих пор с успехом пользуются как частники для своих "видавших виды" авто, так и автохозяйства, где это простое и дешевое средство всегда должно быть под рукой. Примером может служить линейка ПСК для проверки схождения колес , предлагаемая фирмами МОТЭК-99 и ТЕХНООПТ. Ее плюсы - простота, дешевизна, никакого дополнительного оборудования, никаких коммуникаций (электричество, Интернет и т.п.). Плюс применяемость в полевых условиях в самом широком диапазоне температур. Недостатками данного средства являются: Невысокая точность и отсутствие возможности регулировки других параметров колес.
Средняя ступень.
Вторым уровнем являются оптические стенды регулировки и установки управляемых колес (РУУК) коллиматорные и лазерные. Сначала появились коллиматорные стенды. Самым известным считается оптический стенд для проверки и регулировки развала-схождения СКО-1М Оптическая система - коллиматор с встроенным в него источником света (лампа накаливания) предназначена для придания пучку световых лучей максимально возможной параллельности. Две двухкоординатные мишени на которые попадают световые лучи (предтеча 2D) дают возможность проводить измерения и регулировку как "развала", так и "схождения" колес. Переставив блоки на другую пару колес, проводится оценка смещения осей автомобиля. Следом за коллиматорными стали появляться оптические лазерные стенды. Для примера взят лазерный стенд УЛК-2. Применение "лазерной указки" вместо лампочки, дало возможность убрать из состава стенда более дорогой и хрупкий коллиматор, а зеркало, которое устанавливается на колесо вместо оптического и излучательного прибора делает установку более простой. Двухкоординатная мишень, в самом центре которой располагается излучатель, размещается в одном блоке с излучателем и устанавливается на отдалении от автомобиля по обеим сторонам от регулируемых колес, поперек оси автомобиля. Плюсы оптических и лазерных стендов - простота, надежность и точность измерений. Возможность использования как на яме так и на подъемнике. Измеряются и регулируются основные углы установки колес в широком диапазоне температур. Минусы - наличие абсолютно горизонтальной площадки для проведения работ, отсутствие одновременного измерения установок второй пары колес. Ограниченная база установочных данных (таблицы) по маркам автомобилей и неудобство ее использования.
Верхняя ступень.
Следующей ступень стали многодатчиковые компьютерные стенды "развал-схождение". "Пионерами" по праву можно назвать стенды с кордовой связью между блоками, чуть позже тросики заменили ИК-лучами и связали их с вычислительным блоком по радиоканалу (технология Bluetooth). Применение компьютера дало возможность в удобной форме держать огромные массивы информации о типах автомобилей, их основных (заводских) параметрах, а так же пошаговые инструкции для оператора как и что делать. Это добавило плюсы в пользу применения этих стендов, хотя и они имеют свои недостатки. Так и не удалось избавиться от повышенных требований к абсолютной горизонтальности, постоянной юстировки стенда и зависимости как датчиков, так и компьютера от температурных и климатических условий в помещении сервиса. Да и цена не является главным козырем этих современных инструментов. Эти и другие инструменты представлены в проекте АЛЬТИСТ: Оборудование для автосервиса.
Высшая ступень.
Верхом инженерной мысли на сегодняшнем этапе стали стенды с технологией "машинного зрения" стенды 3D. Их основное призвание - избавиться от недостатков предшественников, сократить ошибки вносимые "человеческим фактором" и поднять точность и правдивость измерений на самую высокую ступень. А в чем собственно состоит принцип 3D? На самом деле речь идет о таком физическом понятии, как «гравитация». Независимость именно от этого параметра и отражает смысл данной технологии. Отсюда и вытекает отсутствие необходимости «нулевого горизонта», т. е. возникающие в процессе эксплуатации неровности рабочего места никак не отразятся на качестве и точности измерений. Эти стенды постоянно совершенствуются и область их применения пока ограничивается высокой их стоимостью.